Жажда открытия, стремление
проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье.
Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными
областями науки и техники, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни,
помочь полностью раскрыть свои способности. Чтобы включить ученика в
учебно-познавательную работу, сделать его активным участником учебного
процесса, нужна мотивация. В роли
мотивов могут выступать: интерес,
влечение, эмоции, привлекательная цель, долг, возможность общения, получение
признания. Мотивы могут меняться. Развиваясь, они изменяют, перестраивают и
обогащают эмоционально-волевую сферу ребенка.
Развитие творческих способностей осуществляю через учебную деятельность и
внеклассную работу. В целях
поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся использую творческие задания, занимательные
опыты, материалы и задачи. На уроках часто задаю ученикам творческие задания:
собрать материал о том или ином явлении (например, в чём разница и что общего в
давлении жидких, твёрдых и газообразных тел), указываю на межпредметные связи
(например, строение человека объясняется законами физики – здесь и рычаги, и
диффузия, и преломление света, и звук). Стараюсь показать учащимся, что знание физики
необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую
беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи. Талантливые дети
легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не
заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и
долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
Организовывая свою деятельность на уроках физики для
работы с одарёнными детьми всегда предусматриваю:
а) реализацию личностно -ориентированного
педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта
творческой деятельности;
б) создание системы развивающего образования на основе
психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие
творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
в) изучение
факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности,
эффективной реализации познавательных способностей учащихся ;
г) управление процессом развития интеллектуальных
способностей учащихся.
В результате
были сформированы принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными
детьми на уроках физики:
- принцип максимального разнообразия предоставленных
возможностей для развития личности,
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности,
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения,
- принцип создания условий для совместной работы
учащихся при минимальном участии учителя,
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных
образовательных услуг, помощи, наставничества.
Готовясь к урокам, всегда стараюсь сразу заинтересовать учащихся темой,
содержанием урока. Подбираю интересные высказывания учёных, писателей,
пословицы, задачи с историческим содержанием, сказки, чтобы лишний раз подчеркнуть
значимость темы, вызвать, пробудить любознательность, интерес к теме. Ведь
именно интересный материал легко усваивается и надолго запоминается.
Часто на своих уроках я применяю групповую работу
учащихся: на этапе закрепления изучаемого материала в каждую группу входят
учащиеся со слабыми, средними и высокими уровнями подготовки. Суть такой
групповой работы такова: группа получает задание, более сильный учащийся его
выполняет и объясняет слабым товарищам, как он это сделал. Это развивает у
детей взаимопомощь, коллективизм, воспитывает культуру общения.
Одним из методов работы с одарёнными детьми является
работа с использованием информационно-коммуникативных технологий Использование
информационно-коммуникативных технологий позволяет мне развивать у школьников
интеллектуальную сферу, особенно такие качества как сообразительность и критичность
мышления, воображение, умение
концентрировать внимание, познавательные умения и умения учиться. Вместе с тем
активно развивается не только интерес к учению, но и такие качества, как
мотивация достижения, стремление к поиску. Информационные технологии обучения
позволили мне активизировать учебный процесс. Возможность практической
деятельности учащихся в виртуальном режиме обеспечила доступность всех групп
учащихся к освоению программного материала по физике. Использование современных
мультимедийных пособий по физике позволило увидеть многие физические процессы,
которые невозможно продемонстрировать в рамках обычной физической лаборатории
на основе опытов . Такие сложные физические явления дети увидели в компьютерном
исполнении. Такие технологии позволили: организовать аналитическую работу
учащихся по выявлению физических особенностей изготовления физических приборов,
проводить сравнение различных физических процессов, составлять различные
физические карты при анализе физиопроцессов изготовления объекта, формировать у
учащихся образную, зрительную, слуховую и эмоциональную память, воспитывать у
учащихся эстетические, познавательные качества, формировать ключевые компетентности
необходимые учащимся вне школьных стен. Целенаправленная организация работы с
презентационным материалом на уроках физики позволяет наиболее полно
использовать естественно-научный потенциал данного предмета и
компетентностно-ориентированный подход .
Сознание ребенка находится в стадии становления, и
именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен
впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью,
необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.
В заключении хочется привести слова русского писателя
Л.Н. Толстого: «Наука вовсе не трудна, и не тяжела. Она напротив, имеет своё
обаяние для каждого человеческого ума, - обаяние точности, полноты и системы.
Хочешь наукой воспитывать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят
и тебя, и науку, и ты воспитаешь их: но если ты сам не любишь её, то сколько бы
ты не заставлял учить, наука не произведёт воспитательного влияния».